Статьи

Слава последнего храма

Иван Онищук

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1-е Коринфянам 3:16) В своем послании к Коринфской церкви, Апостол Павел поднимает один из важнейших вопросов относительно духовной жизни христианина. Он задает вопрос, ответ на который должен дать каждый верующий в Иисуса Христа человек. Знаем ли мы, что мы являемся храмом Бога, и что Дух Божий живет в нас? От ответа на этот вопрос зависит вся наша настоящая и будущая жизнь пред Богом. Порой мы так невежественны, что даже не знаем, что собой представляет храм, какое его предназначение пред Богом и какая у него история. Для того чтобы оставить времена неведения, нам необходимо пойти в Слово Божье и изучить этот вопрос. Храм - латинское слово templum, «помещение, посвященное божеству», еврейское слово хехал, означает, «роскошный шатер» или «великолепное здание». Соединяя значения этих двух переводов вместе, мы получаем полное определение слову «храм». Храм - это роскошный шатер или великолепное здание, посвященное божеству. Так и человеческое тело, которое является великолепным и роскошным венцом Божьего творения, после молитвы покаяния становиться местом постоянного обитания Бога. Первое упоминание о роскошном шатре для Божественного присутствия мы находим в Книге Исход. Бог повелел Моисею построить скинию собрания по образцу, который ему был показан на горе. И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе. (Исход 26:30) Бог возвел Моисея на одну из гор и дал ему увидеть образец или детальный план строения, где надлежало обитать присутствию Божьему. В последствии, когда Моисей построил скинию свидетельства, Бог пришел и явил Свою славу Израильскому народу. С этого времени Божественное присутствие не покидало Израиль. Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. [Так было] до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, [чтобы] найти жилище Богу Иакова. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? (Деяния 7:44-49) Бог явил Свою славу Израилю над скинией свидетельства во времена Моисея. После смерти Моисея, Иисус Навин возглавил Израиль и ввел его в обетованную землю, взяв с собой и скинию свидетельства. Когда же на престол в Израиле воссел Давид, он стал просить Бога о том, чтобы построить Ему жилище. Давид мечтал о том, чтобы слава Бога постоянно обитала среди Иудеев, но так и не смог воплотить свою мечту. Храм Богу построил его сын Соломон. Царь Соломон построил храм Богу из материала, который был заготовлен его отцом и на том месте, которое было указано Давиду. И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. (2-я Паралипоменон 3:1) Для постройки храма, была указана гора Мориа потому, что именно там Бог заключил завет с Авраамом. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. (Бытие 22:1-2) И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Бытие 22:10-18) Авраам, как патриарх Израильского народа, был испытан на горе Мориа, за что и приобрел вечное благословение от Всемогущего Бога для себя и своих потомков. Гора Мориа – это место завета Бога с человеком и место вечного благословения. Таким образом, мы видим, что храм – это не только мечта Давида, но и вечный замысел Бога. Говоря о храме, мы должны знать не только его духовное происхождение, но и его историю. Храм Соломона Строительство храма продолжалось семь лет и закончилось в 961 г. до Р.Х. За все существование Храма, он не раз осквернялся и разорялся и в конце концов, просуществовав почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен халдеями, Вавилонским царем Навуходоносором. Храм Заровавеля По возвращении евреев из вавилонского плена персидский царь Кир издал указ о восстановлении Храма. Вернувшиеся вместе с Зоровавелем (областным начальником), израильтяне начали восстанавливать разрушенный храм. В 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановленного Храма, и он стал называться Храмом Заровавеля. Восстановленный Храм Иуды Маккавея В период войн Маккавеев, Храм был разграблен и осквернен сирийским царем Антиохом IV Эпифаном. Однако Иуда Маккавей, (один из пяти сыновей священника Маттафии, который возглавил восстание против сирийского правления), распорядился восстановить его. Храм был заново укреплен и освящен в 165 г. до Р.Х. С тех пор праздник обновления Храма стал отмечаться ежегодно. Храм Ирода Великого Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми. В период правления царя Ирода, чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Храма, которая была очень богатой и заняла 46 лет. Восстановление Храма - надежда иудеев В 70 г. после Р.Х., Храм и весь Иерусалим был разрушен римским завоевателем Титом. Сегодня на храмовой горе стоит мечеть Омара, построенная арабами в 637 г., после захвата ими Иерусалима. В современном Израиле нет Храма, но Иудеи верят, что когда они восстановят Храм, их долгожданный Мессия придет и установит Свое вечное царство на земле. Особое место в истории храма играет пророчество Аггея. Для того, чтобы ободрить Свой народ на строительство храма, Бог положил на сердце Аггею, следующие слова: Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф. (Аггея 2:9) Пророк Аггей, живший в период восстановления храма Заровавелем, предсказал, что слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, но это пророческое слово не коснулось храма Заровавеля. Библия указывает, на тот факт, что слава Божественного присутствия сходила только два раза: Первый раз, когда была завершена скинии Моисея. И поставил двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело.И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. (Исход 40:33-35) Второй раз, когда был завершен храм Соломона. Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. (3-е Царств 8:10-11) Я хочу, чтобы вы заметили, что храм и слава Божья звучат как одно целое, потому, что храм предназначен для обитания в нем славы Божьей, а слава Божья открывается только в храме. Давайте вернемся в пророчество Аггея, в котором говорится о последнем храме, которому Бог даст больше славы, нежели Он дал прежнему храму. Хочу отметить, что последний храм никак не связан с храмом Заровавеля, храмом Иуды Маккавея и храмом Ирода Великого потому, что ни в один из этих храмов не была явлена слава Господня. Последний храм это нечто большее, нежели произведение рук человеческих. Последний храм – это человеческое тело, которое является произведением рук Божьих. В доказательство этой истине, нам необходимо обратиться к диалогу, который состоялся в храме, между Иисусом Христом и Иудеями. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. (Ев. от Иоанна 2:13-21) Когда Иисус вошел в храм, Он увидел, что там продают волов, овец и голубей. Меновщики денег, меняли римские деньги с изображением кесаря на деньги иудейские. В Иерусалимском храме было все, но того, что должно было быть в первую очередь, там не было – Славы Божьей. Храм был предназначен для Славы Божьей, но люди превратили его в дом торговли. По этой причине Иисус выгнал всех из храма и указал на то, что очень скоро Он воздвигнет другой храм для обитания в нем Славы Божьей. Когда Иисуса Христа, распяли на Голгофском холме, тогда исполнилось Его обещание относительно нового храма. На Голгофе, был воздвигнут последний храм и этим храмом стало человеческое тело. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. (Ев. от Марка 15:37-38) Иисус Христос испустил дух, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу и слава Божья хранящаяся за завесой, оставила рукотворный храм. Когда завеса в храме разодралась, и присутствие Бога вышло из рукотворного храма, куда оно вошло? Присутствие Бога вошло в храм нерукотворный, которым стало искупленное человеческое тело. В книге Деяний, мы читаем о последнем повелении Иисуса Христа к Своим последователям, которое напрямую связано с пророчеством Аггея о славе последнего храма. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. (Деяния 1:4-5) Сто двадцать человек собрались в горнице и в течение десяти дней ждали обещанного от Отца, Святого Духа. Обещанный Богом Отцом, Святой Дух и есть исполнение пророчества Аггея, в котором говорится, что слава последнего храма будет больше, нежели слава прежнего храма. Если мы будем читать первую главу книги Деяний дальше, мы найдем следующее высказывание Иисуса Христа о Святом Духе. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деяния 1:8) Господь Иисус говорит Своим последователям о том, что когда сойдет на них Святой Дух, они примут силу и станут свидетелями Ему. Что, значит, быть свидетелем Ему? Это намного больше, нежели просто говорить окружающим тебя людям об Иисусе Христе. Быть свидетелем Ему – это значит, свидетельствовать своей жизнью о том, что Бог обитает в тебе! Дело в том, что когда человек принимает крещение Святым Духом, его тело становится скинией свидетельства, подобно той, которая была получена Моисеем на горе и построена им в Синайской пустыне. Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. (Деяния 7:44) День Пятидесятницы стал знаковым днем во всей истории взаимоотношений Бога с человеком потому, что в этот день Бог стал обитать не с человеком, а в человеке. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деяния 2:1-4) Каждый из ста двадцати человек собранных в горнице получил крещение Святым Духом и стал новозаветным храмом, в который сошла слава Господня в виде огненных языков. Истина состоит в том, что это не прекратилось в Иерусалиме в День Пятидесятницы, но это чудо преобразования продолжается и сегодня. Каждый исповедующий Иисуса Христа Господом и принимающий крещение Святым Духом становится новозаветным храмом и скинией свидетельства. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1-е Коринфянам 6:19-20) После искупления, наше тело становятся собственностью Бога, которое предназначено для обитания в нем славы Божьей. Так как Иудеи ревностно хранили храм от осквернения, так и мы верующие в Иисуса Христа люди должны хранить свои тела в святости и чистоте. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы. (1-е Коринфянам 3:16-17) Дух Святой в этих стихах показывает нам, что если мы будем разорять храм Божий, тогда Бог покарает нас, но если мы будем созидать Его, тогда Бог благословит нас. Нам необходимо строить храм Божьего присутствия внутри себя потому, что слава Божья не придет в жизнь человека, если храм будет не достроен. Вспомните, когда слава Господня наполнила скинию свидетельства? Тогда, когда Моисей завершил все работы по ее устройству. И поставил двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. (Исход 40:33-35) Так же вспомните, когда слава Господня наполнила храм Соломона? Тогда, когда Соломон завершил все строительные работы в нем. Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. (3-е Царств 8:10-13) На основании этих мест Писания, нам необходимо усвоить простую Библейскую истину, Бог никогда не поселится в незавершенном храме. Если мы, люди, не можем жить в домах, в которых не завершено строительство, то тем более присутствие Бога никогда не войдет в нашу жизнь во всей полноте, если Его храм не будет достроен. Конечно же, Бог будет наведываться к нам и посещать нашу жизнь Своим присутствием, но Его слава станет постоянно обитать в нас только тогда, когда мы завершим строительство Божьего храма внутри нас. … Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (2-е Коринфянам 6:16) Когда Бог вселится в нас? Когда храм будет завершен! Когда станет ходить в нас? Когда все внутренние работы будут завершены! Если мы желаем исполнения этого обетования в своей собственной жизни нам необходимо оставить все маловажные дела, заботу, суету и заняться строительством храма Божьего внутри себя. Для завершения строительства храма Божьего внутри нас, нам необходимо посмотреть на строительство храма, который был построен царем Соломоном. Храм Соломона является для нас явным примером для нашего внутреннего устройства. Храм Соломона был построен на одной из гор Мориа, на месте где Бог заключил завет с Авраамом, так и мы строим новозаветный храм внутри себя на основании Голгофы, которая так же является одной из гор Мориа. Давид выкупил место для постройки ветхозаветного храма у Орны Иевусеянина, так и наши тела были искуплены Иисусом Христом из рабства греха и порока, чтобы внутри нас возвести новозаветный храм для обитания в нем славы Божьей. Так же как Давид не смог построить храм Богу, но приготовил все материалы для его постройки и передал это дело Соломону. Так и Иисус Христос не Сам строит новозаветный храм внутри человека, но Он приготовил все необходимое для его постройки и передал это право Святому Духу, Которого послал вместо Себя на землю. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит (выстроит внутри вас Мою истину) вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. (Ев. от Иоанна 16:13-14) Вся работа Святого Духа сосредоточена на внутреннем устройстве человека. Задача Святого Духа состоит в том, чтобы употребить в жизни человека все материалы, приготовленные Иисусом Христом для устройства храма: искупление, прощение, очищение, освобождение, исцеление, благословение, и т.д. Мы выстраиваемся в храм Божий так же, как это происходило и во время строительства храма Соломона. Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его. (3-е Царств 6:7) Когда Святой Дух работает над внутренним миром человека, эту работу не слышно, но ее очень хорошо видно. Мы должны позволить Святому Духу преобразовать нашу жизнь в образ Христов. Если мы это сделаем, Он будет вести нас от славы в славу до тех пор, пока Его слава в нас не станет совершенной. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2-е Коринфянам 3:18) Очень важное место в строительстве храма занимает молитва на иных языках, о которой говорится как о самой духовной и созидающей молитве. Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает [его], он тайны говорит духом; Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя; (1-е Коринфянам 14:2,4) А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, (Иуды 1:20) Молитва на иных языках является важнейшим инструментом в руках Святого Духа, которым Он назидает, т.е. выстраивает человека в храм Божий. По этой причине, сатана и религия так сильно атакуют эту форму молитвы. Они знают, что если человек перестанет молиться на иных языках, он прекратит строительство храма Божьего и слава Господня никогда не сможет прийти и обитать в его жизни. Апостол Павел стал образцом новозаветного храма, который позволил Святому Духу завершить все работы в нем и наполнить его жизнь славой Господней. Это произошло, во-первых, потому, что Павел знал, что его тело является храмом Бога и то, что Дух Божий обитает в нем. А во-вторых, он очень дорожил и всегда правильно употреблял молитву на иных языках. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; (1-е Коринфянам 14:18) По этой причине он и уподобился Иисусу Христу, как первому образцу новозаветного храма. Павел стал подражателем Христу во всем, т.е. он употребил все Его материалы в дело и в результате стал похожим на Своего Господа. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1-е Коринфянам 4:16) Апостол Павел был не единственным человеком, который позволил Святому Духу построить в нем храм Божий и наполнить этот храм славой Господней. Библия говорит нам о том, что было и есть множество верующих людей, которые построили внутри себя скинию свидетельства по тому образцу, который был им показан в Иисусе Христе. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. (Филиппийцам 3:17) Многие верующие люди позволили Святому Духу построить внутри своего тела, храм Богу и тем самым исполнили пророчество Аггея о том, что слава последнего храма будет больше, нежели предыдущего. Если они это сделали, значит, и мы сможем. Давайте позволим Святому Духу завершить внутри нас все работы связанные со строительством храма, чтобы слава Господня вошла в нашу жизнь и обитала в ней навсегда. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. (2-е Коринфянам 5:1-5) Я молюсь о том, чтобы каждый верующий в Иисуса Христа, стал тем последним храмом, о котором пророчествовал пророк Аггей, чтобы слава Господня наполнила нашу жизнь и сделала ее скинией свидетельства. Журнал МИССИЯ.RU №8